Голландская система натяжных потолков. Звездное небо. Статья №27.

Действительно, к французскому полотну по всему периметру еще на заводе крепится, так называемый, <гарпун>, то есть пластиковое утолщение, которое и вставляется в пазы багета. По голландской технологии полотно безо всякого <гарпуна> просто зажимается в багете специальной планкой. Разница невелика, но если вдруг я захочу поменять потолок в комнате, мне гораздо меньших затрат будет стоить перекройка и применение этого же полотна в меньшей комнате, например, в прихожей. И еще в связи с особенностью крепежа, с потолком Mondea не используется скрытый багет, то есть потолок по периметру будет окаймлять пластиковая планка. Вот и все отличие.

Теперь о цвете. Компания Сто Девять и Extenzo предлагают более 100 цветов и оттенков. Это - и матовый сатиновый, фактурой напоминающий ткань, и матовый под побелку и глянцевый всех цветов, в том числе и металик, потолки под кожу, замшу, и мраморный. Novelum имеет менее широкий спектр, но некоторых цветов, которые представлены фирмой Novelum, нет у других фирм. Голландцы Mondea предлагают более 60 вариантов цвета. Для меня, правда, все это разнообразие не так важно. Это скорее необходимо дизайнерам, проектирующим сложные интерьеры. Глянцевые потолки добавляют пространство, отражая свет. Комната будто вырастает раза в полтора. Замшевые - наоборот создают мягкий уют. Они хороши в спальне, тихом кабинете. Мне больше подходят матовые, белые или, может быть бежевые.

А что же <Блик-Хамовники>? Гаснет свет. Поднимается занавес. На сцене - Гамзат, старший специалист по потолкам в этой фирме. В руках у него, не пугайтесь, рулон стеклопластика <для покрытия теплоизоляционного слоя трубопроводов>. Именно его-то и натягивают в фирме <Блик-Хамовники>. Стеклопластик в отличие от винила не растягивается, по этому для его установки применяют другую технологию. К стене крепится алюминиевый профиль с пазом, в котором с помощью специального <штапика>, зажимается полотно. Оно натягивается за свободный край. Сила натяжения полотна прижимает <штапик> к пазу. Получается, что натянутая ткань сама себя держит в натяжении.

Согласитесь, такая система радует своей тривиальной красотой. Что же касается самого стеклопластика, его фирма закупает в Твери на заводе <Тверьстеклопластик>. Это полосы шириной 1,1 м, пропитанные латексом. Он не горит, не плавится. Гамзат поднес к полотну зажженную зажигалку: слегка тлел латекс. Запах, конечно, был. Латекс делается на основе ПВХ, но хлора, который высвобождается при горении, в латексе гораздо меньше, чем во французском виниле, поэтому пахнет жженый стеклопластик гораздо слабее. Полосы стеклоткани стык в стык склеиваются с помощью заплат. Натянутое полотно красится водоэмульсионкой, она лучше ложится на пластик. Воду такой потолок, в отличие от французских пропускает. Зато он не боится низких температур, поэтому такой потолок можно натянуть на даче. Таким образом, в <Блик-Хамовниках> вешают и французский винил, который закупают в <Миале-С>, но из-за того, что к полотну не нужно крепить <гарпун>, а так же из-за других уменьшении затрат, французские потолки в <Блик-Хамовниках> получаются дешевле, чем в других фирмах. Цена же за один метр натяжного стеклопластика, включая установку, при заказе более 15 кв.м. - 10 у. е., менее - 20 у. е. Фирма занимается потолками около полугода. Технология, по словам Гамзата еще <сырая>, поэтому гарантия фирмы - 5 лет на полотно и 1 год на установку, и пока претензий к их потолкам у заказчиков не было. Хочется верить симпатичномк отечественному производителю, но червь сомнения грызет душу. Такая незатейливая, да еще <сырая> технология почему-то пугает. Да еще покраска водоэмульсионкой, - хорошо ли это? Может, за 10-20 у. е. проще заштукатурить...

И я задал, наконец, себе главный вопрос. А нужны ли они мне. Эти натяжные потолки. В размышлениях я опять вспомнил Ерофеева: <А для чего нужны стигматы святой Терезе? Они ведь ей тоже не нужны. Но они ей желанны>.

Усеянный звездами ночной небосвод всегда притягивал взоры людей своей непостижимой глубиной, поэтому вполне объяснимы постоянно предпринимаемые дизайнерами попытки воспроизвести хотя бы фрагменты этого столь привлекательного зрелища. Сегодня достаточно хорошую иллюзию настоящего звездного неба удается создать с помощью волоконно-оптических систем освещения (ВОСО

Все ВOCO используют явление полного отражения света на границе раздела более плотной оптической среды с менее плотной. Например, если луч света, распространяющийся в стекле, направить на границу раздела стекла и воздуха под углом менее 50о (а оптическая плотность стекла больше, чем воздуха), то этот луч не преломляется и не проникает через стекло в воздух, а полностью отражается и возвращается в объем стекла. Таким образом, в относительно тонком волокне (нити) из стекла или иного подходящего материала лучи света могут распространяться на достаточно большие расстояния и покидать его объем лишь там, где волокно заканчивается, то есть сквозь его торец (рис. 1).

Такие волокна являются проводниками для света и способны передавать его на несколько метров и даже на тысячи километров подобно тому, как медные провода передают электричество.

Из похожих волокон, но облаченных в защитную оболочку, создаются, кстати, и специальные кабели, которые используются в волоконно-оптических линиях связи (ВОЛС) для передачи огромных массивов информации, недостижимых для обычных кабелей.

Декоративная световолоконная система «Звездное небо» (рис. 2) состоит из светогенератора и набора оптических волокон различной длины и диаметра. Следуя замыслу дизайнера, каждое такое волокно протягивается в полости над подвесным потолком от светогенератора до той точки в потолке, где должна сиять «звездочка». Таким образом, сколько звезд, столько и волокон. Снизу на видимой поверхности потолка, имитирующего небесный свод, заметны лишь их торцы, которые загораются звездами различной величины в зависимости от диаметра волокна после включения светогенератора.

Чтобы усилить иллюзию, искусственные звезды можно заставить мерцать, подобно настоящим, установив специальное устройство-модулятор в светогенераторе.

Впрочем, с помощью ВОСО можно создавать достаточно широкий спектр интересных визуальных эффектов. Если на торцы волокон укрепить специальные хрустальные призмы, то каждый выход волокна над поверхностью украсит потолок изящным узором из лучей света, преломленных на гранях этой призмы. Очень красиво выглядят в ночное время архитектурные фрагменты зданий и рельефные элементы ландшафта, подчеркнутые оптоволоконным кабелем с боковым свечением (рис. 3). Они могут быть уложены вдоль линий самой замысловатой конфигурации на сколь угодно большой длине.

Кроме названных, ВОСО имеют еще одно очень важное преимущество. Дело в том, что в них источник света, то есть светогенератор, может быть удален от конкретного, требующего освещения, объекта на достаточно большое расстояние. То есть созданный на основе ВОСО светильник не содержит в себе элементов (например, раскаленную спираль), способных вызвать пожар, взрыв или стать причиной поражения человека электрическим током, и может быть использован в качестве прожектора в особо опасных условиях.

У нас потолки «Звездное небо» уже не редкость, но особенно широкое распространение световолоконные системы получили после появления так называемых натяжных потолков. Кстати, фирмы, предлагающие услуги по монтажу этих потолков, как правило, владеют и технологией работы с оптическими волокнами. У них же можно приобрести необходимые материалы и оборудование. К сожалению, цены на всю эту красоту все еще достаточно высокие. Так, световолоконные нити торцевого свечения диаметром 1 мм стоят 0,7 евро за один погонный метр, диаметром 3 мм – 4,6 евро. Светогенератор мощностью 150 Вт стоит 600-620 евро, а мощностью 400 Вт – 2300 евро. Но иметь кусочек неба на собственном потолке, действительно, того стоит...
 
Статьи